Последние новости, комментарии Поиск по новостям Сегодня:
Все самые последние новости на FindNews.Ru

Что нужно знать об учебе в Швеции

По просьбе «Газеты.Ru» выпускница Стокгольмского университета Елена Кривовяз рассказала о том, как и зачем она поступила в это учебное заведение, о жизни в Швеции, порочном круге московской жизни и национальной идентичности.

Как вас зовут и сколько вам лет?
Елена Кривовяз, 30 лет.

Где вы учились за границей? Где жили, учились и работали до того, как уехали? Я обучалась в Стокгольмском университете, на двухгодичной магистерской программе по медиа и коммуникациям с 2010 по 2012 гг. Окончила учебу и защитила магистерскую работу в июне 2012 года. До отъезда в Швецию я жила в Москве. До этого (в 2006 г.) окончила факультет журналистики МГУ им. Ломоносова с красным дипломом. Работала журналистом и редактором. В 2003 — корреспондентом программы «Впрок» на НТВ, С 2004 по 2006 — главным редактором развлекательного еженедельника PLUS, в 2008 — шеф-редактором развлекательного приложения к газете «Метро». С 2009 по 2010 гг. — заместителем главного редактора англоязычного издания Passport magazine (собственно, когда я нанималась на эту работу, я уже знала, что поеду учиться за рубеж, поэтому хотела довести английский до высокого уровня — и это мне очень помогло при поступлении и сдаче экзамена IELTS).

Почему вы выбрали Стокгольмский университет? Ориентировались ли при этом на какие-нибудь рейтинги или отзывы?
Прежде всего уточню, почему я выбрала Швецию в принципе. Дело в том, что еще задолго до того, как у меня появились мысли об отъезде, я изучала шведский язык на факультете журналистики МГУ. Несколько раз съездила в Стокгольм как туристка. Затем выяснила, что высшее образование в Швеции бесплатное для иностранцев (оно таковым было до 2011 года, поэтому, поступив в 2010 году, я успела отучиться бесплатно; считаю, мне в какой-то мере повезло). Тогда я решила поступать в шведские вузы.

По их правилам можно поступать на четыре программы одновременно. Ты выбираешь их, расставляешь в своем аккаунте в приоритетном порядке. На первое место я поставила Стокгольмский университет. К нам на журфак МГУ как-то приезжал с докладом один профессор из этого университета, я тогда этим вузом заинтересовалась. Я выбирала прежде всего не вузы, а программы, чтоб мне подходили по профилю. В этом разница между нашим образованием и шведским — у нас вы поступаете в вуз и на факультет в принципе, который вас потом учит всему, чему может, а их вузы «упаковывают» свое образование в профильные программы и всех учат разным вещам. Таким образом, один факультет (департамент) может предлагать десятки разных программ. Я выбрала те, что имели отношения к СМИ, журналистике, гуманитарным наукам. Выбрала в Стокгольмском университете двухгодичную программу по медиа и коммуникациям. На втором месте у меня была Королевская Техническая школа (Kungliga Tekniska Högskolan) с программой по медиаменеджменту. На третьем программа по глобальной журналистике при университете Эребру. На рейтинги, таким образом, я не ориентировалась, изучала сайты учебных заведений и сами программы.

Как вы готовились к поступлению и как поступали?
К поступлению я начала готовиться года за полтора. Или за два, если учесть, что за два года до поступления я устроилась на работу в англоязычный журнал редактором, чтоб повысить свое знание английского, улучшить коммуникативные навыки. Кроме того, я несколько месяцев своего времени инвестировала в то, чтобы отыскать в интернете всю доступную информацию о том, как поступать в иностранные вузы, в частности, шведские.

Вначале внимательно изучила саму процедуру и перечень документов, которые надо предоставить. Выяснила, что одним из ключевых требований является наличие сертификата о сдаче экзамена по английскому языку — TOEFL, IELTS и им подобных. Начала готовиться к сдаче IELTS, купила пособия по нему и готовилась несколько месяцев. Затем записалась в Москве на сдачу IELTS. Это надо делать минимум за 40 дней до самого экзамена. Сертификат о сдаче IELTS выпускается через несколько месяцев после того, как его сдашь. Это тоже надо учитывать, поэтому лучше сдавать его минимум за полгода до поступления.

Затем нужно было сделать нотариальный перевод диплома и приложения к нему. Кроме того, для поступления на все программы нужно написать cover letter или letter of intent — письмо в свободной форме о себе, своем образовательном и профессиональном опыте. На некоторых программах требовалось подтвердить профессиональный опыт документально (это была программа по глобальной журналистике университета Эребру). Я сделала нотариальный перевод договоров, которые заключала с редакциями и приложила их тоже. В Стокгольмский университет также требовалось предоставить текст дипломной работы (для магистерских программ надо было предоставить доказательства, что у тебя есть бакалаврская степень, но в нашем случае речь идет о дипломе о высшем образовании и дипломной работе). Я самостоятельно перевела на английский текст своей дипломной работы — это заняло у меня примерно десять дней.

Само поступление представляло собой следующее: создаешь себе электронный аккаунт в системе объединенного вебсайта шведских вузов, отбираешь там через электронную систему программы, на которые хочешь поступать, сортируешь их в приоритетном порядке. Обычной почтой (я отправляла курьерской службой, так как не слишком доверяю «Почте России») отправляешь основные документы: нотариальные копии диплома, оригинал сертификата IELTS, письмо о себе, резюме на английском и прочие документы, которые требовались по каждой программе. Общие документы надо было отправить в шведское министерство по высшему образованию, а некоторые — непосредственно в приемные комиссии вузов. Отправляешь все это до определенного дедлайна (на каждой программе по-разному, в моем случае дедлайн по получению министерством и вузами документов был 15 января, в некоторых случаях — 1 февраля). Если тебя принимают на какую-то из выбранных программ, ты в определенный срок видишь информацию об этом в своем аккаунте.

Я узнала, что меня первым принял Стокгольмский университет, который в моем списке был на первом месте, примерно в начале мая. Мне давали срок в две недели, чтоб решить, хочу я принимать их предложение или нет. Если бы я не поступила на программу, которая у меня стояла под номером «1», я бы дальше участвовала только в поступлении на остальные свои программы. Поскольку меня приняли на программу, которая шла первой в моем приоритетном списке, я была вычеркнута из поступающих на программы, которые стояли у меня под номером «2», «3» и «4».

Интересно еще то, что для обучения по одной из выбранных мной программ (глобальная журналистика в университете Эребру) Svenska Institutet (учреждение в Швеции, заведующее стипендиями и грантами) выделил мне авторскую стипендию в сумму, эквивалентную миллиону рублей (по 9000 крон ежемесячно), с оплатой транспортных расходов на поездку в Россию и обратно один раз в год. Однако о том, что мне выделяют эту стипендию, я узнала в июне, к тому моменту я уже приняла предложение об учебе в Стокгольмском университете, где стипендия не была предусмотрена. Я вначале даже хотела отменить свое обучение в Стокгольмском университете и выбрать Эребру, но по шведским правилам этого сделать было нельзя: если уже подтвердил согласие учиться по программе, то не можешь дать задний ход и выбрать другую, куда тебя тоже могли принять. Вначале я переживала, что у меня сорвалась стипендия, но потом я успокоилась, поскольку все равно изначально хотела учиться в Стокгольме и Стокгольмском университете. И я подумала, что значит это судьба. Сейчас я тоже не жалею, что все так сложилось, потому что в Стокгольме я нашла хороших друзей. К тому же, Эребру — маленький город в 120 км от столицы. Мои знакомые уверяют, что мне было бы там скучно.

из фотоархива Елены Кривовяз

Один из корпусов Стокгольмского университета

Расскажите о вашем обычном учебном дне.
Учебный график в Стокгольмском университете после пяти лет журфака МГУ показался мне довольно расслабленным. Мы ходили на лекции и семинары два-три раза в неделю, в день обычно было не больше 4 часов занятий в аудитории. Довольно много времени давалось на самостоятельную подготовку: чтение книг по курсу, групповые презентации (это тоже особенность европейского образования – вас делят на мини-группы и просят сделать презентацию/доклад/проект совместно, вы сами в группе решаете, когда встречаетесь, как готовитесь к демонстрации проекта и т.д.). Так что у меня достаточно много времени оставалось на отдых, прогулки, походы в бассейн. В пятницу или субботу мы обычно либо шли в клуб или бар, либо устраивали вечеринку у кого-то дома.

Была ли у вас любимая дисциплина и любимый преподаватель?
Все предметы (курсы) были довольно разными и по-своему интересными. Мне нравился курс Global Media Studies, преподаватель (профессор Алекса Робертсон) на каждом занятии создавала условия для интерактива, обсуждения, давала интересные задания. Мы смотрели новостные сюжеты по разным темам, обсуждали их, делали как индивидуальные, так и групповые презентации. В качестве итоговой работы нужно было провести исследование проблемы, связанной с глобализацией СМИ. Довольно насыщенной была программа курса по методологии: нам объясняли, какие бывают эмпирические методы исследования. Много времени посвятили такому методу, как критический анализ дискурса (critical discourse analysis). Его суть состоит в том, чтобы выявить определенную идеологию в научном или ненаучном тексте, по определенному алгоритму обнаружить предвзятость в тексте.

Было ли что-то в обучении, что вам не нравилось, что вам хотелось бы изменить?
В отличие от российской системы образования преподаватель в европейской системе больше берет на себя функции модератора. Если кто-то высказывается из учеников на занятии, преподаватель в европейском вузе, скорее всего, не будет поправлять его или четко доносить, какие у него требования к результату работы. Он никогда в присутствии других студентов не будет критиковать их одногруппников. С одной стороны это хорошо, но в итоге трудно сориентироваться и понять, чего преподаватель от тебя ждет. Таким образом, становится труднее повлиять на ту оценку, которую получишь, так как не представляешь себе систему координат, в которую тебя ставит преподаватель. Это немного запутывает. В России пусть преподаватели и ведут себя жестче, критикуют публично строже, однако так легче определить, что конкретный преподаватель от тебя требует.

из фотоархива Елены Кривовяз

Фойе факультета журналистики, медиа и коммуникаций

Как устроена система сдачи экзаменов и зачетов?
Такого понятия, как «зачет», в шведской системе обучения нет. Программа обучения разбивается на курсы разной продолжительности. Значимость курса и его длительность оценивается по системе кредитов (очков). К примеру, за курс, который длится полтора месяца и заканчивается экзаменационной работой, вы получаете 7,5 кредитов (очков). Семестр обучения эквивалентен 30 кредитам. Экзамены могут проходить в разной форме. На моей программе ни разу не было устного экзамена.

Обычно у нас был так называемый домашний экзамен: тебе дают задание написать эссе, провести исследование в определенном объеме, следуя определенным требованиям. Эссе надо выложить в интранете до определенного дедлайна. Если опоздаешь хоть на пять минут, это сказывается на итоговой оценке. Онлайн-система учета позволяет четко фиксировать, кто успел, а кто нет. Спустя неделю-две каждый получает подробные комментарии от преподавателя по своей работе. В итоге ты можешь знать только свои оценки и видеть их онлайн, никто (ни преподаватели, ни студенты) не могут видеть твои. Поэтому вопрос «А что тебе поставили?» задавать другим студентам обычно не принято. Если это не твои лучшие друзья. Помимо кредитов, за экзамен ставят оценку по 7-балльной шкале — от A (отлично), B (очень хорошо) до F и Fx (категорически неприемлемый результат, требуется пересдача). Практика пересдачи существует, но она довольно сложная. Я ни разу с ней не сталкивалась, так как ни разу ничего не пересдавала.

Еще одна любопытная особенность: в шведских вузах четко контролируется плагиат в текстах экзаменационных работ. При каждом вузе есть комиссия по мерам против плагиата. Когда ты загружаешь онлайн свою экзаменационную работу, система проверяет ее на наличие плагиата. Если его нет, то все ок. Если он есть, дело заканчивается плохо: преподаватель должен доложить в комиссию, а она определяет меры по отношению к проштрафившемуся студенту. Преподаватели говорят, что обычно дело заканчивается исключением из университета, а в учебных документах студента делается пометка о плагиате.

Чем учеба за границей отличается от вашей учебы на родине?
Отчасти я уже выше ответила на этот вопрос. Сама система другая — и поступаешь онлайн, не видя экзаменационную комиссию, и сдаешь экзамены зачастую тоже онлайн, а потом онлайн получаешь оценку и комментарии по поводу своей работы. В целом система образования в Швеции гораздо более структурированная и упорядоченная. Сами преподаватели, как мне кажется, здесь ответственнее относятся к своей работе: никогда не опаздывают, заранее продумана и утверждена программа каждого занятия, к каждому готовится pdf-презентация, много интерактива. Я не замечала здесь случаев, когда преподаватель выделял кого-то из студентов и показывал, что видит в одних больше потенциала, чем в других. В России, даже в МГУ, я регулярно сталкивалась с этим: какие-то преподаватели могли демонстрировать мне антипатию, причем открыто, какие-то, наоборот, хвалили и выделяли на фоне других, что могло осложнять мои отношения с одногруппниками. В этом плане я считаю, что европейская система образования более справедливая. Кроме того, есть такая система evaluation of the course: после окончания каждого курса устраивается сессия, и студенты сами оценивают, что он им дал, насколько был полезен, понравилась ли им программа, насколько был квалифицирован преподаватель, адекватными ли были методы обучения, литература. Студенты заполняют опросные листы анонимно, затем сами же кладут их в специальный ящик, а дальше комиссия оценивает и эффективность курса, и квалификацию преподавателя, принимая во внимания комментарии студентов.

При каждом вузе есть студенческий омбудсмен. К нему обращаются студенты, если считают, что их права были как-то ущемлены, к ним была проявлена предвзятость и т.д. Я, правда, ни разу не обращалась, не знаю, как этот институт работает. Еще мне нравится в европейской системе обучения, то что тут много библиотек. В Стокгольме есть даже студенческий дворец (Student Palatsen) — библиотека, совмещенная с неким пространством для чтения, занятий, работы. Библиотеки обычно оснащены разнообразными комнатами для работы, с компьютерами и без. Через вебсайт библиотеки можно бронировать изолированные комнаты с компьютером и работать. Много компьютеров и в открытом доступе. Нигде в университетах нет системы пропусков, когда надо показывать студенческую карточку или какое-то удостоверение личности — везде проход открыт всем. Что касается компьютеров, сравнение опять не в пользу даже родного факультета журналистики МГУ: когда я училась там, мы толпились в очереди, чтоб на 20 минут занять допотопный компьютер с ужасно медленным интернетом… Надеюсь, сейчас ситуация улучшилась.

из фотоархива Елены Кривовяз

Елена Кривовяз

Расскажите, пожалуйста, сколько стоило ваше обучение? Какие еще расходы, кроме оплаты учебного процесса, оно предполагало?
Как я уже упоминала, я училась абсолютно бесплатно. Таким образом, вопрос о стоимости учебного процесса снимается. Однако для того чтобы получить студенческую визу (временный вид на жительство), мне надо было предоставить в шведское посольство справку о том, что я располагаю средствами на все два года обучения (на съем жилья, на еду, на транспорт и т.д. в среднем надо было иметь при себе 7500 крон в месяц на все — это примерно 37 000-40 000 рублей, так называемый прожиточный минимум для студента).

Что вы обычно делали на выходных? Расскажите немного о жизни за границей.
На выходных, как я уже упоминала, я посещала вечеринки, international dinners, как это тут называется: студенты готовят свою национальную еду, все это приносят, дружно едят и общаются. Нередко мы ездили и ездим за город в гости к друзьям, у которых есть загородные дома. Я жила в студенческом кампусе, это близко к центру города. У меня была студенческая квартира – ее получаешь, отстояв нужное число дней в онлайн-очереди. От обычной квартиры она отличается тем, что по размеру поменьше – 18 кв. метров, душ и туалет свой, а кухню делишь с соседями по этажу. В выходные обычно занималась уборкой квартиры, стирала вещи в прачечной (время для прачечной тоже бронируешь через специальный онлайн-аккаунт). В теплое время года я люблю кататься по городу на велосипеде — абсолютно везде есть велодорожки, в этом смысле очень удобно.

из фотоархива Елены Кривовяз

Выходные на берегу Балтийского моря (в городе Ваксхольм — 30 км от Стокгольма)

Цены в каких-то аспектах выше, чем в России, например, если это касается сферы услуг. Стричься я предпочитаю в России: тут это дорого, а мастера по квалификации порой уступают нашим. Обращаться к стоматологу я тоже предпочитаю в России, в Швеции это в разы дороже. Одежда в среднем в Швеции дороже, чем в России, однако если речь идет о дорогих брендах, то здесь на распродажах в декабре-январе можно приобрести брендированные вещи с 70% скидкой. Питаться в кафе и ресторанах здесь довольно дорого: в среднем обед без алкоголя на наши деньги обойдется в 700-1000 рублей минимум. Бокал вина в баре стоит в среднем 70-80 крон, это примерно 350-400 рублей, что тоже довольно дорого. Однако в магазинах цены сравнимы с российскими: килограмм картошки стоит здесь в переводе на русские деньги 25-40 рублей, пакет молока — 35 рублей, куриное мясо — 100-150 рублей за килограмм.

Транспорт достаточно дорогой, но в расчете на месяц мне он обходился дешевле, чем в Москве: студенческий проездной стоит 560 крон в месяц (3000 руб.), туда входят и метро, и автобусы, и пригородные электрички, и даже трамваи (в городе есть одна трамвайная линия), и небольшие паромы, которые курсируют между островами в пределах города. Транспорт в выходные работает круглосуточно, включая метро, поэтому можно оставаться в клубе или на вечеринке хоть до двух, хоть до трех ночи, а потом при желании ехать домой. Такси здесь только сертифицированное и довольно дорогое — проехаться на расстояние до 5 км обойдется в 200-300 крон (1000-1500 руб.). Такого явления, как частный транспорт или «маршрутки», здесь нет в принципе.

Что мне еще нравится, так это доступность фитнес-индустрии и учреждений для занятия спортом. Годовой абонемент в бассейн с неограниченным числом посещений и времени пребывания в нем обходится в 1400 крон (7000 руб.), городской фитнес-клуб стоит примерно 100 крон в месяц (500 руб.), а студенческий вообще обходится в смешные деньги — 200 крон (1000 руб.) в год. До этого в России я никогда не ходила в бассейн и не занималась спортом, потому что платить 60 000-70 000 рублей за годовую карту мне обычно было не по карману. Возможно, были более дешевые варианты, но о них было трудно узнать.

Но я по-прежнему считаю, что в Москве более насыщенная ночная жизнь, чем, например, в Стокгольме — может, потому что Москва в десять раз больше Стокгольма (как минимум, по населению). Еще мне нравится то, что воду везде можно пить из крана — шведская вода довольно вкусная. Пробок в принципе не бывает, поэтому освобождается много времени для досуга. В Швеции, впрочем, как и в других странах Западной Европы, обязательно сортируют мусор — это важная часть и повседневной жизни и культуры. Поначалу мне потребовалось некоторое время, чтоб понять, как это работает, что куда сортируется, как готовится к сортировке. Например, освободившийся пакет молока надо сполоснуть изнутри, высушить, затем сложить вчетверо и положить в соответствующее отделение мусоросборника дома, а затем, когда мусора скопится прилично, его относишь на специальную станцию, где и раскладываешь мусор по соответствующим контейнерам. Привыкнув к этому, я каждый раз приезжаю в Россию и обращаю внимание на то, что у наших граждан такой привычки нет, как нет и самой работающей системы сортировки мусора. Жаль.

Оправдывают ли обучение и жизнь за границей ваши ожидания?
Да, полностью оправдывают. Я ехала затем, чтобы, во-первых, узнать, что собой представляет европейская система образования, потому что хотелось расширить кругозор, сменить обстановку, развить в себе какие-то новые качества, довести до совершенства английский как в академическом и профессиональном плане, так и в разговорном. Кроме того, мне хотелось выучить дополнительно к английскому еще один язык. Не могу сказать, что я им владею свободно, но в целом успехи в его постижении есть. Во-вторых, я значительно расширила круг общения, познакомилась с представителями различных культур, приобрела друзей в разных странах. Теперь, если я соберусь поехать куда бы то ни было — в Бразилию, Канаду, Францию, Австралию, да мало ли куда еще! — у меня везде есть знакомые, я думаю, это здорово. Кроме того, сменив безумный московский ритм на более размеренный в Стокгольме, я нашла возможности, чтобы укрепить здоровье, заниматься спортом регулярно. Вообще мне кажется, у меня в целом повысились качество и уровень жизни, появилось время для досуга, творчества — на которые не оставалось времени в Москве, так как я все работала-работала, отстаивала время в пробках, не высыпалась и не знала, как выйти из этого порочного круга. Мне помог переезд.

фото из архива

Велосипедная прогулка

Что, на ваш взгляд, изменилось в вашей жизни после того, как вы закончили обучение за границей?
Мне кажется, помимо того, что я улучшила знание иностранных языков, я значительно расширила кругозор. Стала более открытой всему новому, новым людям, другим культурам. Жизнь за рубежом помогла мне и по-новому взглянуть на Россию, а также осознать, что не смотря ни на что русская культура мне очень дорога, я горжусь тем, что у меня российское происхождение. Когда ты окружен представителями других культур, то еще острее начинаешь чувствовать свою национальную идентичность. По крайней мере, так произошло со мной.

После окончания учебы в Стокгольмском университете я приняла решение остаться в Швеции и открыть собственное дело. Я открыла дизайн-бюро и работаю как с российскими, так и со шведскими клиентами. Благодаря современным коммуникационным технологиям сегодня можно работать откуда угодно. Я довольна своим выбором, но при этом я все равно, разумеется, скучаю по родителям, друзьям и стараюсь приезжать в Россию хотя бы три-четыре раза в год.

 |  Образование  | Источник: gazeta.ru

Новости по теме

Анонсы лекций и мастер-классов на 22-31 марта 2013 года
«Газета.Ru» публикует анонсы лекций и мастер-классов, которые пройдут в Москве и Санкт-Петербурге с 22 по 31 марта.Где: Москва, улица Покровка, 47/24, кинотеатр «35 мм». Когда: 22 марта, 19:00. Сколько стоит: 350 рублей. Подробности. Зрители увидят лучшие фильмы «ШАРа», а также специальную программу, связанную с прошлым, настоящим и будущим школы-студии...
Советы тем, кто хочет стать архитектором
По просьбе «Газеты.Ru» Евгений Асс, Иван Овчинников, Данир Сафиуллин и Сергей Чобан рассказали о том, кто, когда, где и при каких условиях может стать архитектором.Мы задали семь вопросов основателю школы МАРШ Евгению Ассу, руководителю фестиваля «Города» Ивану Овчинникову, финалисту премии «Новые имена» Даниру Сафиуллину и куратору российского павильона на XIII архитектурной биеннале
Дафна Коллер о Coursera.org и будущем образования
В центре Digital October в рамках проекта Knowledge Stream состоялся телемост с Дафной Коллер, соосновательницей Coursera.org — лучшего, по версии журнала Time, образовательного сайта 2012 года. «Газета.Ru» публикует наиболее любопытные фрагменты этой встречи.Проекту Coursera чуть больше года...
Советы тем, кто хочет стать юмористом
По просьбе «Газеты.Ru» Андрей Бочаров (Бочарик), Вячеслав Мясников («Уральские пельмени»), Сергей Мезенцев и Владимир Маркони («Реутов ТВ») рассказали о чувстве юмора, записях в трудовой книжке и отношении к первоапрельским розыгрышам...
Советы тем, кто хочет стать космонавтом
По просьбе «Газеты.Ru» Юрий Батурин, Сергей Волков и Юрий Маленченко рассказали о том, как готовят космонавтов, о полетах, правилах, табу в космосе и жизни на Земле.Мы задали десять вопросов космонавтам Юрию Батурину, Сергею Волкову и Юрию Маленченко. Ниже вы можете ознакомиться с вопросами и ответами на них.1...
Rambler